Дыхательные психотехники

Применение разных дыхательных психотехник в духовных и целительных практиках уходит корнями далеко в историю нашего вида. В архаичных и доиндустриальных культурах дыхание играло значительную роль в философии, мифологии и космологии, а также было важным инструментом в ритуальной практике самопознания. Начиная с самых ранних этапов человеческой истории, практически каждая авторитетная духовная традиция, стремящаяся познать природу человека, расценивала дыхание как очень важное связующее звено между телом, умом и духом. Это наглядно отражено в словах, используемых многими языками для обозначения дыхания.



В литературе древней Индийской слово "прана" означало не только дыхание, как физический процесс и воздух, но и сущность жизни, в священном смысле этой фразы. В традициях китайской медицины термин "чи" означает космическую сущность и энергию жизни, а также природный воздух, который мы вдыхаем с помощью наших легких. В Японии, аналогичное по смыслу понятие - "ки". Оно занимает очень важное место в системе японской духовной философии и единоборствах. На языке древних Греков слово «пневма» тоже значило и дыхание, и сущность жизни, и дух. Греки также считали дыхание тесно связанным с психикой. Термин «френ» был использован для обозначения как диафрагмы, крупнейшей мышцы, задействованной в дыхании, так и для ума. В древнееврейских традициях слово "руах" означало как дыхание, так и творческий дух, которые рассматривались как тождественные. С латыни слово Spiritus переводится и как дух и как дыхание. В языке славян просматривается та же самая аналогия - дыхание и дух происходят от одинакового языкового корня.



С древних времен известно, что техники, работающие с дыханием, благотворно воздействуют на человеческое сознание. Методы, которые применялись архаичными народами с этими целями включают широкий спектр действий, от сильных вмешательств в процесс дыхания, до утонченных упражнений. Процедура крещения, в своей изначальной форме, которую практиковали ессеи, заключалась в том, что адепта погружали в воду с головой на достаточно долгий промежуток времени. Это приводило к мощному переживанию смерти и последующего возрождения. В других общинах при посвящении использовалось частичное удушье от дыма или другие способы воздействия на дыхание. 



Глубинные трансформации психики могут быть вызваны как увеличением частоты дыхания - гипервентиляцией, так и продолжительными задержками дыхания, а так же и их чередованием. Много внимания и тем и другим методам уделяется в древней науке индийских йогов о дыхании - пранаяме. Особые техники включают ускорения и замедление дыхания, а так же его задержку. Они применяются в различных техниках кундалини-йоги, сиддха-йоги, практике суфиев, тибетской ваджраяне, буддистских практиках, даосизме и в других традициях.



В современной науке, где монопольно правит материализм, дыхание утратило свой священный статус и перестало рассматриваться как мост для связи с душой и духом. Медицина западной культуры свела его просто к физиологической функции. Психологические и физиологические проявления, сопровождающие дыхательные практики, были полностью патологизированы. Психосоматическая реакция на быстрое дыхание, так называемый гипервентиляционный синдром, рассматривается как патологическое состояние, а не как то, чем оно есть на самом деле - процессом, в котором заключен мощный лечебный потенциал. Гипервентиляцию, происходящую естественным образом, врачи стремятся подавить внутримышечно вводя транквилизаторы, делая внутривенные инъекции кальция и заставляя дышать в бумажный пакет, чтобы повысить содержание углекислого газа в крови и предотвратить алкалоз, вызванным ускоренным дыханием.

Сегодняшние психология и психиатрия пересмотрели свой взгляд на дыхательные техники и экспериментальным методом подтвердили их исцеляющий потенциал .